Задание 1.1
Укажите, абстрактное или конкретное понятие представляет каждое из приведенных нарицательных имен. Если возможны оба ответа, поясните, почему.
1. Героизм 2. Учащийся 3. Невоспитанность 4. Равенство 5. Институт
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 1.2
Признак "героизм" составляет один из аспектов значения понятия "Герой России". Он является элементом…
A. Объема. B. Содержания. C. И объема и содержания.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 1.3
Рамзан Кадыров является героем России. По отношению к понятию "Герой России" он представляет собой элемент… A. объема, B. содержания, C. и объема и содержания.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 1.4
Укажите, положительным или отрицательным является каждое из указанных понятий.
1. Верность 2. Аморальный 3. Аноним 4. Ананас 5. Контратака 6. Контроль 7. Антифашист 8. Антиквар 9. Анархия 10. Произвол 11. Неявка 12. Недра
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 1.5
Установите, какое из перечисленных отношений имеет место между следующими понятиями: совпадение, подчинение, пересечение, несовместимость?
1. Новосибирский ВУЗ, высшее учебное заведение.
2. Живописец, художник.
3. Генерал, рядовой.
4. Юрист, писатель
5. Стул, спинка стула.
6. Спортсмен, писатель.
7. Естественный спутник Земли, ночное светило.
8. Шуба, изделие из меха.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 1.6
Укажите разновидность отношения несовместимости между следующими понятиями - контрадикция или контрарность? Ответ поясните.
1. Свой, чужой.
2. Ценный, бесценный.
3. Юг, Север.
4. Сильный, слабый.
5. Революционер, контрреволюционер.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 1.7
Правильно ли выполнено обобщение в каждом из примеров?
1. Радость, чувство.
2. Живопись, искусство.
3. Студент, человек.
4. Гордость, черта характера.
5. Треугольник с равными сторонами, треугольник.
6. Треугольник с равными сторонами и равными углами, треугольник с равными сторонами.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 1.8
Правильно ли выполнено ограничение в каждом из примеров?
1. Позвоночное, млекопитающее.
2. Стихотворение, сонет.
3. Цвет, красный цвет.
4. Государство, республика.
5. Циферблат, цифра на циферблате.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 1.9
Определите, что именно делится в каждом из примеров - предмет или понятие?
1. Дерево состоит из корня, ствола и кроны.
2. Животные делятся на позвоночных и беспозвоночных.
3. Сутки делятся на утро, день, вечер, ночь.
4. Город делится на районы.
5. Оценки делятся на положительные и отрицательные.
6. Полк делится на батальоны.
7. Учащиеся школы делятся на учащихся 1-го класса, 2-го класса, и т.д., до 10-го класса.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 1.10
Следующие высказывания предполагаются как определения. Правильны ли они в качестве определений? Если нет, то какая ошибка в них сделана?
1. Планета - это небесное тело, вращающееся вокруг Солнца.
2. Человек - это звучит гордо.
3. Феодал - это крупный землевладелец.
4. Кит - это рыба, превосходящая других размерами.
5. Химия - это наука, которую преподают учителя химии.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 1.11
Каким является каждое из следующих определений - номинальным или реальным?
1. Слово "раввин" означает человека, который у евреев считается учителем или толкователем закона.
2. "Треугольник" - это замкнутая геометрическая фигура с тремя сторонами.
3. Слово "квиз" на наших занятиях будет означать быстрый опрос.
4. Словом "терминатор" мы будем называть вещество, предназначенное для уничтожения вредных насекомых.
5. "Пятеркой" будем называть набор из пяти предметов.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 1.12
Какое из определений, предлагаемых для каждого из слов, является самым широким?
1. Инструмент - это… A. Любой предмет, используемый как средство для достижения некоторой цели. В. Устройство для исполнения музыки. С. Барабан, пианино или труба.
2. Мебель - это… А. Стулья и диваны. В. Домашние вещи, предназначенные для сидения, лежания и хранения предметов. С. Предметы, используемые для сидения, лежания и хранения предметов.
3. Средства транспортировки - это… А. Велосипеды. В. Автомобили и велосипеды. С. Любые предметы, предназначенные для перемещения людей или товаров по земле. D. Любые предметы, предназначенные для перемещения людей или товаров по земле или по воздуху. E. Любые предметы, предназначенные для перемещения людей или товаров.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 1.13
Является ли каждое из приводимых высказываний указательным определением? Если да, назвать определяемое понятие.
1. Скандинавская страна - это Швеция, Норвегия, Дания и Исландия.
2. Красный, зеленый и синий цвета являются основными в цветном телевидении.
3. Первичный цвет - это красный, зеленый или синий.
4. Малая группа - это коллектив, в который входит не более 7 и не менее 3 человек.
5. Апрель - самый тяжелый месяц для сердечников.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 1.14
Каким является каждое из следующих определений, указательным или содержательным?
1. Хороший - это ценный, желаемый, стоящий; слово, выражающее высокую оценку.
2. Нечетное число - это единица, и любое число, полученное из нечетного прибавлением к нему двойки.
3. Профессиональная команда - это команда, относительно которой установлено, что она хоть раз выступала в соревнованиях за денежное вознаграждение.
4. Командный вид спорта - это футбол, волейбол, баскетбол или регби.
5. Спорт - это разновидность отдыха.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 1.15
Каким является каждое из следующих определений, рекурсивным или операциональным?
1. Четное число - это, во-первых, число 2, и затем каждое число, полученное из четного числа прибавлением двойки.
2. Умный человек - это человек, который при тестировании набирает не менее 110 баллов в тестах на коэффициент интеллектуальности.
3. Короткое предложение - это предложение, в котором насчитывается менее трех слов.
4. Знак доллара - это знак, который при сравнении похож по виду на $.
5. Разделителем считается, во-первых, отдельно стоящая скобка, и, во-вторых, любой знак, полученный приписыванием скобки к разделителю.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 1.16 Определите, какое из перечисленных ниже сочетаний свойств характеризует каждое из следующих понятий:
А. Безопасность. B. Сегодняшний московский житель. C. Человек с огромной головой.
1. положительное, конкретное, регистрирующее
2. положительное, конкретное, не регистрирующее
3. положительное, абстрактное, регистрирующее
4. положительное, абстрактное, не регистрирующее
5. отрицательное, конкретное, регистрирующее
6. отрицательное, конкретное, не регистрирующее
7. отрицательное, абстрактное, регистрирующее
8. отрицательное, абстрактное, не регистрирующее
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 2.1
Какую из форм мышления выражает каждая из приведенных фраз - понятие или суждение?
1. Опавшие листья.
2. Листья опали.
3. Высокие деревья.
4. Объект, что притягивает молнию.
5. Высокие деревья притягивают молнию.
6. Деревья, которые притягивают молнию.
7. Хвойное дерево.
8. Хвойные деревья зелены круглый год.
9. Зеленое дерево.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 2.2 Для каждого из приведенных суждений указать, каким оно является по грамматической форме - суждением о свойстве (атрибутивным), отношении (реляционным) или существовании (экзистенциальным). Самостоятельно назвать субъект и выбрать среди приведенных ответов фразу, которая может считаться предикатом, если выразить ту же мысль стандартной форме простого категорического суждения.
1. Гуси кладут яйца.
(А) Яйцекладущие птицы. (В) Кладут яйца. (С) Яйца.
2. Гуси никогда не несут золотых яиц.
(А) кладут яйца (В) несут золотые яйца (С) птицы, несущие золотые яйца.
3. Есть уличные художники, которые рисуют по картине в неделю.
(А) рисующие люди (В) рисуют картины (С) люди, которые рисуют по картине в неделю.
4. Ни один уличный художник не является самостоятельным лицом.
(А) самостоятельность (В) является (С) самостоятельное лицо
5. Учебные заведения не предназначены для ограничения свободы молодежи.
(А) молодежь, свобода которой ограничена (В) ограничение свободы (С) место, предназначенноое для ограничения свободы молодежи
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 2.3 Определить, какая из форм простого категорического суждения может подойти для выражения следующих суждений - общеутвердительное, общеотрицательное, частноутвердительное, частноотрицательное? Назвать субъект и предикат.
1. Некоторые менеджеры по происхождению русские.
2. Все праздники приятны.
3. Есть праздники, которые не очень приятны.
4. Ни один муравей не ядовит.
5. Некоторые деревья не размножаются семенами.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 2.4 Дано суждения формы SaP. Для каждой из приводимых форм определить, в каком из отношений она находится к данному суждению. (Отрицание при термине обозначается черточкой перед этим термином. Например, -P представляет отрицательный по отношению к P термин.)
1. PiS 2. SoP 3. SiP 4. Se-P 5. SeP 6. -SiP
(А) подчинение (В) противоречие (контрадикция) (С) противоположность (контрарность) (D) подпротивоположность (субконтрарность) (E) ни одно из названных отношений не имеет места.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 2.5 Укажите, какая из разновидностей отношения несовместимости суждений имеет место для каждой пары из следующих утверждений - контрадикция или контрарность?
1. Все яблоки красные. Некоторые яблоки не красные.
2. Ни одна парта не покрашена. Все парты покрашены.
3. Никакие восточные блюда не вкусны. Некоторые восточные блюда вкусны.
4. Виноград всегда красный. Виноград никогда не бывает красным.
5. Все студенты старательные. Ни один студент не старателен.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 2.6
Даны простые категорические суждения и их отрицания. Построить поочередно:
А. Противоположное (контрарное) или подпротивоположное (субконтрарное) суждение (в зависимости от того, является исходное общим или частным).
В. Подчиненное или подчиняющее суждение (опять-таки, в зависимости от того, является исходное общим или частным).
С. Наконец, противоречащее (контрадикторное) суждение.
Для каждого из полученных суждений указать количество, качество и истинностное значение полученного суждения.
1. Ни один студент не сравнится с преподавателем по знаниям.
2. Некоторые страны Европы расположены рядом с Балтийским морем.
3. Некоторые привычки не являются полезными.
4. Письменность некоторых народов не имеет алфавита.
5. Все знают, как лечить других.
6. Неверно, что ни один студент не сравнится с преподавателем по знаниям.
7. Неверно, что некоторые страны Европы расположены рядом с Балтийским морем.
8. Неверно, что некоторые привычки не являются полезными.
9. Неверно, что письменность некоторых народов не имеет алфавита.
10. Неверно, что все знают, как лечить других.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 2.7
Если два простых категорических суждения отличаются только качеством (варианты: только количеством; и количеством, и качеством), то как они отличаются по распределенности терминов?
1. Только распределенностью субъекта.
2. Только предиката.
3. Распределенностью и субъекта, и предиката.
4. Никак не отличаются.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 2.8
Даны простые категорические суждения. Построить поочередно:
А. Противоположное (контрарное) или подпротивоположное (субконтрарное) суждение (в зависимости от того, является исходное общим или частным).
В. Подчиненное или подчиняющее суждение (опять-таки, в зависимости от того, является исходное общим или частным).
С. Наконец, противоречащее (контрадикторное) суждение.
Для каждого из полученных суждений указать количество, качество и истинностное значение полученного суждения.
1. Бывают тягостные ночи. 2. Некоторые из книг Гюго мне не нравятся. 3. Никто не вернулся из путешествия. 4. Все звезды расположены в какой-то из галактик. 5. Один в поле не воин.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 2.9 Дана форма простого категорического суждения, а под ней - предполагаемые следствия. Используя отношения логического квадрата, указать правильное.
A. Из "Все S суть P" вытекает, что…
1. Некоторые S суть P.
2. Некоторые S не суть P.
3. Ни одно S не суть P.
4. Неверно, что некоторые S суть P.
B. Из "Ни одно S не суть P" следует…
1. Все S суть P.
2. Неверно, что все S суть P.
3. Некоторые S суть P.
4. Неверно, что некоторые S не суть P.
C. Из "Неверно, что ни одно S не суть P" следует…
1. Некоторые S суть P.
2. Некоторые S не суть P.
3. Все S суть P.
4. Неверно, что все S суть P.
D. Из "Некоторые S суть P" следует…
1. Все S суть P.
2. Неверно, что некоторые S не суть P.
3. Некоторые S не суть P.
4. Неверно, что ни одно S не суть P.
E. Из "Неверно, что некоторые S не суть P" вытекает…
1. Все S не суть P. 2. Некоторые S суть P. 3. Неверно, что ни одно S не суть P. 4. Ни одно S не суть P.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 2.10 Для каждого из суждений выбрать результат операции, указанный в задании.
1. Превращение суждения "Все чемпионы Олимпийских игр удачливы". А. Ни один чемпион Олимпийских игр не является неудачником. В. Некоторые удачливые люди - чемпионы Олимпийских игр. С. Ни один неудачник не является чемпионом Олимпийских игр.
2. Обращение суждения "Все лошади - жвачные животные". А. Некоторые лошади - жвачные животные. В. Некоторые жвачные животные - лошади. C. Ни одна лошадь не является нежвачным животным.
3. Контрапозиция суждения "Все люди смертны". А. Все смертные - люди. В. Некоторые смертные - люди. С. Ни один бессмертный не является человеком.
4. Превращение для "Ни один банкир не является безденежным". А. Все безденежные люди не являются банкирами. В. Ни один денежный человек не является банкиром. С. Все банкиры - денежные люди.
5. Обращение суждения "Некоторые учителя имеют прописку".
А. Все имеющие прописку - учителя. В. Некоторые имеющие прописку - учителя. С. Некоторые учителя не являются не прописанными.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 2.11 Какие из формул представляют, соответственно, закон исключенного третьего, закон тождества, закон противоречия, отношение подчинение суждений, контрарности и субконтрарность суждений?
1. ~(SaP & SeP) 2. ~(~SoP & ~SiP) 3. ~(SaP &SoP) 4. ~(SeP & SiP) 5. SaS 6. SiS 7. ~Si -S 8. (SaP > SiP) 9. (SeP > SoP) 10. (SaP v SoP) 11. (SeP v SiP)
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 3.1 В приведенных суждениях выделенные термины помечены буквами A, B и C. Указать больший, меньший или средний термин силлогизма, соответственно заданию для каждого отдельного суждения.
1. Указать средний термин: КРАСНЫЕ ЦВЕТЫ (A) не СЛЕДУЕТ ВЫСАЖИВАТЬ РЯДОМ С ГЕРАНЬЮ (B). Поэтому РОЗЫ (C) не следует здесь высаживать, ведь они красные.
2. Указать больший термин: Некоторые БЕЖЕНЦЫ (A) СОСТОЯТЕЛЬНЫ (B). Все беженцы МНОГО ВРЕМЕНИ ПРОВОДЯТ В РАЗЪЕЗДАХ (C). Значит, некоторые из тех, кто много времени проводит в разъездах, со-стоятельны.
3. Указать меньший термин: Никакой ШАЛАШ (A) не ПРЕДСТАВЛЯЕТ НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ДОЖДЯ (B). Некоторые ЗДАНИЯ (C) надежно защищают от дождя. Значит, некоторые здания нельзя назвать шалашами.
4. Указать больший термин: Некоторые МОЛЛЮСКИ (A) ВОССТАНАВЛИВАЮТ УТЕРЯННЫЕ ЧАСТИ ТЕЛА (B). Ни один из моллюсков не КЛАДЕТ ЯИЦ (C). Получается, что некоторые существа, восстанавливающие утерянные части тела, не кладут яиц.
5. Указать меньший термин: Любая ЛАМПА, ВЫДЕЛЯЮЩАЯ МНОГО ТЕПЛА (A), ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ НЕЭФФЕКТИВНА (B). РТУТНЫЕ ЛАМПЫ (C) выделяют много тепла. Отсюда следует, что ртутные лампы не-эффективны.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 3.2 Укажите, в каких из приведенных силлогизмов есть ошибка учетверения терминов, а в каких нет. Будьте готовы объяснить многозначность, из-за которой возникла ошибка.
1. Все отложенное не завершено. Книга отложена. Значит, она не завершена.
2. Все розы белые. Белые цветы не вянут. Значит, розы не вянут.
3. Человек осваивает космос. Петров - человек, значит, он осваивает космос.
4. Зайцы быстро бегают. У животных, которые быстро бегают, длинные ноги. Значит, у зайцев длинные ноги.
5. Сидящий человек встал. Тот, кто встал, не сидит. Значит, сидящий человек не сидит.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 3.3 Укажите для каждого из примеров требуемую посылку силлогизма, используя для этого буквы, которыми размечены суждения.
1. Большую: Некоторые христиане не православные (A), так как некоторые христиане не славяне (B), а некоторые славяне - не православные (C).
2. Большую: Некоторые педиатры не знатоки хирургии (A), а значит, некоторые терапевты не являются педиатрами (B),поскольку некоторые терапевты не знатоки хирургии (C).
3. Меньшую: Все благоразумные люди желают успеха нашей перестройке (A). Однако так называемые демократы не желают перестройке успеха (B), а значит, они не являются благоразумными людьми (C).
4. Большую: Никакая тирания не является приемлемой формой правления (A), так как все приемлемые формы правления ведут к прогрессу общества (B), а никакая тирания не ведет к прогрессу общества (C).
5. Меньшую: Некоторые истеричные люди не опасны (A), а все преступники опасны (B). Значит, некоторые истеричные люди не преступники (C).
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 3.4 Какая посылка опущена в приведенном силлогизме, большая или меньшая.
1. Всякий человек, правильно выражающий общественное мнение относится к людям с хорошей деловой хваткой. Значит, ни одна телезвезда не относится к людям с хорошей деловой хваткой.
2. Ни один страус не умеет летать, а значит, ни один страус не имеет крыльев.
3. Слабые люди - не лидеры рабочего движения, потому что они не настоящие демократы.
4. Некоторые неприятные вещи полезны, так как некоторые из огорчений полезны.
5. Ни один амбициозный человек не является подлинным демократом. Значит, ни один подлинный демократ не втянут в большую политику.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 3.5 Даны схемы умозаключений. Определить, какая из них представляет силлогизм, какая умозаключение по квадрату, и какая - умозаключение с помощью операции на простым категорическим суждением.
1. SaP // ~SeP 2. SiP // PiS 3. SaM // SaP 4. SeP // PeS 5. SeP // ~SiP 6. MiS // SiP
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 3.6 Определить фигуру категорического силлогизма. Учтите, что некоторые из приведенных примеров умозаключений не являются простыми категорическими силлогизмами. В этом случае надо определить, как получено соответствующее заключение.
1. Некоторые педиатры не знатоки хирургии, а значит, некоторые терапевты не являются педиатрами, поскольку некоторые терапевты не знатоки хирургии.
2. Все люди разумны, ни одна улитка - не человек, а значит, ни одна улитка не является разумной.
3. Всякий искусственный спутник представляет собой научное достижение, а значит, некоторые научные достижения не принадлежат СССР, так как некоторые искусственные спутники не принадлежат СССР.
4. Все дисциплинированные люди состоят в какой-то общественной организации, так как все люди, состоящие в какой-то общественной организации, платят взносы, а все, кто платят взносы - дисциплинированные.
5. Ни один выпускник ВУЗа не является человеком, не умеющим писать. Однако все люди, не умеющие писать, читают плохо. Значит, ни один выпускник ВУЗа не читает плохо.
6. Никакой мудрый человек не является пророком, значит, никакой пророк - не мудрец.
7. Некоторые из философов много занимались математикой. Значит, некоторые ученые - философы, так как все ученые много занимаются математикой.
8. Ни один упрямец, не склонный признавать свои ошибки, не является хорошим учителем; но поскольку некоторые образованные люди являются упрямцами, не склонными признавать свои ошибки, постольку некоторые из хороших учителей не относятся к образованным людям.
9. Ни одна из атомных подводных лодок не является коммерческим судном, а значит, ни один военный корабль не является коммерческим судном, так как все атомные подводные лодки - военные корабли.
10. Надеждой для страждущего мира является узкий и прямой путь ненасилия. Значит, безнадежность для страждущего мира не состоит в следовании узким путем ненасилия.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 3.7 Определите, какое из сочетаний распределенности терминов характеризует каждое из следующих суждений.
A. Субъект распределен, предикат распределен.
B. Субъект распределен, предикат не распределен.
C. Субъект не распределен, предикат распределен.
D. Субъект не распределен, предикат не распределен.
1. Все двигатели внутреннего сгорания работают на бензине.
2. Некоторые двигатели внутреннего сгорания не работают на бензине.
3. Ни один V-образный двигатель не является надежным.
4. Некоторые автомобили потребляют мало бензина.
5. Зайцы не умеют плавать.
6. Желтый цвет относится к ярким.
7. Некоторые оттенки желтого цвета насыщены.
8. Некоторые цветы не издают запаха.
9. Некоторые двери открыты.
10. Ни одна дверь не ставится напрасно.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 3.8
(А) Во-первых, для каждого из приведенных примеров силлогизма указать, в какой из посылок, - большей, меньшей, в обеих, ни в какой - распределен средний термин.
(B) Во-вторых, проанализируйте силлогизм каждого из примеров с помощью правил силлогизма, и определите правильность. Если имеется ошибка, то укажите, какое именно из правил силлогизма нарушено. При этом проведите поиск в примерах с 1 по 3 до первой ошибки, а в примерах с 4 по 7, исключительно в учебных целях, найдите все ошибки; затем, для примеров с 8 по 10 опять перейдите на поиск до первой ошибки.
1. Некоторые уютные города не являются старыми. Ни один старый город не является маленьким. Значит, некоторые маленькие города уютны.
2. Некоторые зеленые города не являются промышленными. Некоторые большие города зелены. Значит, некоторые большие города не являются промышленными.
3. Некоторые зеленые города не являются промышленными. Ни один зеленый город не является большим. Значит, некоторые большие города не являются промышленными.
4. Некоторые промышленные города большие. Некоторые промышленные города зеленые. Значит, некоторые зеленые города - большие.
5. Некоторые большие города зелены. Все большие города промышленные. Значит, ни один промышленный город не является зеленым.
6. Все уютные города старые. Все уютные города маленькие. Значит, все маленькие города старые.
7. Все уютные города старые. Некоторые уютные города маленькие. Значит, некоторые маленькие города старые.
8. Все уютные города старые. Ни один маленький город не является старым. Значит, ни один маленький город не является уютным.
9. Все старые города уютны. Ни один уютный город не является маленьким. Значит, ни один маленький города не является старым.
10. Ни один промышленный город не является зеленым. Некоторые большие города зелены. Значит, некоторые большие города не являются промышленными.
Посмотреть ответы и объяснения
Задание 3.9 Определите, правилен ли силлогизм. Если есть ошибка, укажите, какое из правил силлогизма нарушено.
1. Все, полученное научным методом, правильно. Классическая физика не правильна. Значит, она не получена научным методом.
2. Все большие города имеют парки. Некоторые промышленные города большие. Значит, некоторые промышленные города имеют парки.
3. Ни один большой город не имеет парка. Все большие города - промышленные. Значит, некоторые промышленные города не имеют парков.
4. Некоторые большие города имеют парки. Некоторые промышленные города имеют парки. Значит, некоторые промышленные города большие.
5. Ни одна трава не является мхом. Все мхи растут в тропиках. Значит, некоторые растения, которые растут в тропиках, не являются травами.
6. Все мхи растут в тропиках. Все травы растут в тропиках. Значит, все травы суть мхи.
7. Ни один мох не является травой. Все растения в тропиках - травы. Значит, ни одно тропическое растение - не мох.
8. Ни один мох не растет в тропиках. Некоторые травы - мхи. Значит, некоторые травы не растут в тропиках.
9. Ни одна трава - не мох. Некоторые травы - тропические растения. Значит, некоторые тропические растения - не мхи.
10. Все травы растут в тропиках. Некоторые мхи растут в тропиках. Значит, некоторые мхи - травы.
Посмотреть ответы и объяснения